Cвяткування 25-річниці пастирської служби священника В.А.Федорова.

Подія яка відбулась в Тростянці в 1892 році, а саме святкування 25-річниці служби в Тростянецькому Благовіщенському храмі його настоятеля отця Василія (Василія Олександровича Федорова) була описана в філософсько-богословському журналі “Вера и Разум” який видавався Харківською єпархіею. Цей опис відкриває деякі невідомі сторінки з життя Тростянця в ті часи. Опис друкується мовою оригіналу.

Благовіщенська церква

— 26 сентября текущаго (1892) года въ селеТростянцѣ, Ахтырскаго уѣзда, происходило рѣдкое въ приходской жизни торжество: чествовалось             25-тилѣтіе пастырскаго служенія при Тростянецкой Благовѣщенской церкви священника о. Василія Александровича Федорова, благочиннаго 2-го округа Ахтырскаго уѣзда. И вообще 25 лѣтъ многотруднаго служенія каждаго пастыря, съ честію проходившаго это служеніе, невольно внушаютъ чувства уваженія предъ такимъ пастыремъ, и далеко не каждому священнику вы-падаетъ жребій дожить до такого времени, а тѣмъ болѣе — получить достойное возмездіе и глубокую признательность отъ прихода за свою дѣятельность; но на почтенномъ юбилярѣ — отцѣ Василіи—не только все свершилось для достойнаго чествованія съ великою честію пройденнаго имъ служебнаго поприща, но и все торжество юбилея, по своей задушевности и искренности, превзошло всѣ ожиданія. Празднованіе началось съ вечера 25 сентября въ сослуженіи трехъ священниковъ и двухъ діаконовъ. Мѣстный хоръ пѣвчихъ, выдающійся и необычный для сельскаго храма по своей правильной и строгой организаціи, исполнявшій въ это время особенно стройно и умилительно всѣ положенныя пѣснопѣнія, торжественное и проникнутое живым глубокимъ религіознымъ чувствомъ служеніе юбиляра съ сонмомъ священно-служителей, красота и благолѣпіе богатаго и рѣдкаго для села Тростянецкаго храма, — все это видимо дѣйствовало на души не однихъ простолюдиновъ, собравшихся въ великомъ множествѣ помолиться вмѣстѣ съ своимъ любимымъ батюшкою—отцомъ Василіемъ. Но особенною торжественностію сопровождалось на другой день, въ самый праздникъ, служеніе литургіи, которую совершалъ юбиляръ съ восемью священниками своего округа и тремя діаконами. Въ обычное время литургіи память св. Іоанна Богослова, Апостола любви, юбиляръ почтилъ задушевнымъ и выразительнымъ поученіемъ о характерѣ христіанской любви, ея не обходимости и значеніи ея въ жизни общества, семьи и государства. Поученіе это, изложенное на основаніи ученія ап. Павла о любви вообще (2 Кор. гл. 13), и особенно — на основаніи глубокаго ученія ап. Іоанна Богослова о христіанской любви, характерѣ и значеніи для людей (1 Іоан. гл. 2, 8—Ц; гл. – стт. 7—10 и 20 и др.). при развитіъ главнаго положенія втомъ, что любовь христіанская должна простираться даже на враговъ (Лук. 6, 32—35 и Ме. 5 44—45) и что тогда только  возможно въ человѣческихъ обществахъ согласіе, единодушіе, мнимная уступчивость, а отсюда и преуспѣяніе во всей жизни,—і невольно наводило на мысль объ его глубокой связи съ празднуемы- событіемъ въ жизни юбиляра и было выслушано всѣми молящими съ напряженнымъ вниманіемъ. Не смотря на то, что служеніе литургіи началось лишь къ 11-ти часамъ дня и продолжалось до часу, храмъ былъ буквально переполненъ молящими среди которыхъ находились не только православные—служащие при громадной Тростянецкой главной конторѣ и сахарномъ заводѣ мѣстнаго землевладѣльца, ст. сов. Л. Е. Кенига, по были й протестанты во главѣ съ уполномоченнымъ Кенига, Е. А. Шульце. Все это ярко свидѣтельствуетъ о той любви, уваженіи и преданности, которыя стяжалъ о. Василій даже среди инославных христіанъ своими рѣдкими, высокими душевными качествами истиннаго миролюбія, снисходительности, благожелательности, душевной простоты и готовности помочь каждому словом и посильнымъ дѣломъ. Какъ прихожане, такъ и окружное духвенство въ этотъ день соревновались въ выраженіяхъ любви и уваженія къ своему духовному отцу, начальнику и руководителю! Такъ, послѣ литургіи, предъ началомъ благодарственнаго молитвии представители отъ прихожанъ поднесли отцу Василію масивный (въ 100 золоти.) чистаго золота наперсный крестъ, тонкой и изящной работы при слѣдующемъ адресѣ: «Ваше Высокопреподобіе, многоуважаемый отецъ Василій! Сегодня соверш лось 25 лѣтъ со дня рукоположенія Васъ въ священническій сан къ нашей Тростянецкой Благовѣщенской церкви. Всѣ мы были свидѣтелями пройденнаго Вами служенія, которое Вы обращали на пользу церкви и прихода, являя намъ собою образецъ смеренія, трудолюбія, любви къ ближнему и другихъ высокихъ достоинствъ, соединенныхъ съ великимъ званіемъ пастыря. Доказательством общаго расположенія къ Вамъ всего населенія служітъ отголосокъ, раздающійся далеко за предѣлами нашего прихода. Желая почтить Васъ въ этотъ знаменательный день, мы просили Владыку разрѣшить намъ поднесеніе Вамъ наперснаго креста, съ правомъ носить таковой по установленію. Просьба наша была милостиво и благосклонно принята Архипастыремъ и удостоена его разрѣшеніемъ. Поднося Вамъ наперсный крестъ, просимъ принять таковой, какъ свидѣтеіьство нашего къ Вамъ глубокаго уваженія и признательности за Вашу многолѣтнюю полезную службу. Сердечно желаемъ, чтобы Ваша пастырская дѣятельность продолжалась многіе годы на пользу Церкви и для блага тѣхъ, которые въ нуждѣ всегда находятъ у Васъ добрый совѣтъ и слово утѣшенія».

Л.Є.Кеніг

Чтеніе адреса было выслушано при гробовой тишинѣ тысячной массы молящихся. Осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ и приложившись къ поднесенному св. кресту, юбиляръ возложилъ его себѣ на перси и съ глубокимъ чувствомъ отвѣчалъ слѣдующее: «Сердечно благодарю Васъ, прихожане, за драгоцѣнный для меня даръ. Этотъ святой крестъ я считаю величайшею наградою за мою 25- лѣтнюю службу при настоящемъ св. храмѣ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, этотъ св. крестъ свидѣтельствуетъ о томъ, что между мною и Вами существовали и существуютъ добрыя отношенія. Дѣйствительно: не обинуясь, могу сказать, что я уже 25 лѣтъ пользуюсь Вашимъ вниманіемъ и расположеніемъ ко мнѣ, и въ теченіе этого долгаго времени не было между нами никакихъ непріятностей. Дай Богъ, чтобы эти наши добрыя отношенія и на будущее время оставались неизмѣнными, чтобы и въ будущемъ существовали между нами братская любовь и довѣріе. Этотъ св. крестъ, какъ знамя нашей св. вѣры, какъ символъ терпѣнія и страданій, какъ орудіе нашего спасенія, нравственно обязываетъ меня тверже идти по стези своего призванія, ревностнѣе и съ большимъ усердіемъ исполнять свои обязанности. Готовъ и радъ все это исполнить и имѣю на то достаточно опыта. Но будущее въ руцѣ Божіи. Духъ бодръ, а плоть немощна. Я уже приближаюсь къ тому возрасту, когда не всегда можно надѣяться на свои силы, а тѣмъ болѣе ручаться за нихъ. Для меня уже наступаютъ не годы зрѣлости, а годы старости, а потому въ будущемъ на своей службѣ я часто, если только не постоянно, могу нуждаться въ вашемъ снисхожденіи ко мнѣ; моя дѣятельность можетъ оказаться недостаточною, скудною, если только этой недостаточности, этой скудости вы не пополните, не покроете своею ко мнѣ братскою любовію. Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, не раздражается, все покрываетъ, все переноситъ, любовь никогда не перестаетъ (1 Кор. 13, ст. 4, 7 и 8). На таковую любовь вашу я возлагаю свои надежды въ будущемъ. Если находите, что я много полезнаго сдѣлалъ для церкви и прихода. Я здѣсь только исполнялъ свой долгъ. При мнѣ расширенъ и украшенъ настоящій храмъ; при мнѣ построена церковь на нашеть кладбищѣ; по моему настоянію при нашей церкви содержится пѣвчихъ; два раза я занимался устройствомъ зданія для нашей сельской школы; были и другія дѣла. Но для всего этого мнѣ легко доставались средства. Не говорю уже о вашемъ усердномъ посѣщеніи храма Божія, отчего увеличиваются его средства; не говорю уже о вашихъ даже большихъ пожертвованіяхъ на нужды храма изъ вашихъ скудныхъ средствъ;—это такъ и быть должно. Этотъ храмъ—вашъ храмъ, а вы—его прихожане; этотъ храмъ—домъ Божій, устроенный у васъ для вашего спасенія. Въ немъ молились ваши предки, молитесь вы, и будутъ молиться ваши потомки. Ваше усердіе къ храму свидѣтельствуетъ только о томъ, что вы дѣйствительно добрыя чада церкви Христовой. Да благослогословит Васъ Господь Богъ! Но я долженъ сказать, что во всѣхъ означенныхъ дѣлахъ большую помощь оказывалъ мѣстный землевладѣлецъ г. Кенигъ *. Напримѣръ: при расширеніи настоящаго храма, і украшеніи и недавнемъ ремонтѣ недостаточно было общественный и церковныхъ средствъ; этотъ недостатокъ средствъ (значительный) покрылъ  г. Кенигъ; при постройкѣ церкви на кладбище; большую половину расходовъ принялъ на себя г. Кенигъ; на содержаніе хора пѣвчихъ при церкви онъ ежегодно выдаетъ значительную часть средствъ, а школа устроилась только на его счетъ Позволяю себѣ отъ себя и отъ васъ, прихожане, выразить глубочайшую признательность его превосходительству Л. Е. Кенигу за все то добро, которое онъ намъ сдѣлалъ. А теперь возблагодарим Господа Бога, столь благодѣющаго намъ, за всѣ благодѣянія, нам дарованныя, и помолимся Ему, чтобы Онъ—Всеблагій—и въ будущемъ не оставилъ насъ своими милостями, сохранилъ бы нам добродѣтели и избавилъ насъ отъ всякихъ семейныхъ и общественныхъ бѣдствій и въ день кончины нашей оградилъ-бы нас Своимъ милосердіемъ и на страшномъ судѣ Своемъ не осудилъ- бь насъ по дѣламъ нашимъ».

Рѣчь эта, произнесенная громко, ясно и съ возраставшимъ одушевленіемъ, произвела сильное впечатлѣніе на всѣхъ слушателей. Вслѣдъ за рѣчью было совершено благодарственное молебень-приветствіе Господу Богу, послѣ котораго юбиляръ, въ сопровожденіи всего сослужившаго ему духовенства и всѣхъ молящихся, въ пред-несеніи двухъ иконъ, поднесенныхъ ему окружнымъ духовенствомъ, отправился въ свой домъ раздѣлить съ гостями скромную трапезу. Въ отвѣтъ на поднесеніе иконъ духовенствомъ округа, просившимъ видѣть въ немъ выраженіе благодарности и признательности со стороны окружнаго духовенства къ юбиляру, какъ къ доброму начальнику и руководителю, юбиляръ отвѣчалъ сердечною благодарностію. Выразивши ту мысль, что онъ, по мѣрѣ силъ своихъ и разумѣнія, старался исполнять свой долгъ по отношенію къ своимъ подчиненнымъ собратіямъ и поступалъ всегда по совѣсти, что въ поднесеніи иконъ ему духовенствомъ округа выразило къ нему довѣріе и любовь, и что между духовенствомъ сохранилось еще согласіе, братолюбіе и единеніе, о. благочинный прибавилъ:«Но что я могъ бы сдѣлать безъ вашего участія, безъ вашего содѣйствія и помощи? Ничего, или очень мало. Одинъ въ полѣ—не воинъ. Никакой руководитель не можетъ достигать своихъ цѣлей безъ помощи другихъ; никакой начальникъ не будетъ имѣть успѣха въ своихъ распоряженіяхъ, если подвѣдомыя ему лица не будутъ въ точности ихъ исполнять. Тамъ только могутъ быть порядокъ п успѣхъ, гдѣ «другъ друга тяготы носятъ». «Мужіе же двоєдушній неустроени во всѣхъ путехъ своихъ», и «всякое царство, всякое общество, всякое семейство, раздѣлившееся на ся, падаетъ и разрушается». Будемъ-же молиться другъ за друга, да исцѣлѣемъ. Поднесенныя мнѣ вами эти св. иконы позвольте мнѣ считать вашимъ благословеніемъ, благословеніемъ отцевъ и братій. Вѣрую, что это благословеніе сугубо послужитъ къ моему благополучію и укрѣпитъ мои силы въ будущей моей дѣятельности. Благодать по милость отъ Бога Отца и Господа Іисуса Христа да пребываетъ всегда между нами».

Главная причина искренняго и глубокаго уваженія духовенства къ о. Василію заключается въ умѣніи о. Василія оставаться самымъ близкимъ и задушевнымъ товарищемъ, при полномъ сохраненіи всѣхъ достоинствъ начальника и руководителя. Это и было высказано въ заключительной рѣчи Бѣльчанскаго священника о. Василія Яновскаго, въ которой онъ, обращаясь къ о. юбиляру, отъ лица всего духовенства, между прочимъ, сказалъ: «Малѣйшія разногласія и недоразумѣнія какъ между членами причтовъ, такъ и между причтами и прихожанами Вы своимъ мудрымъ совѣтомъ и наставленіемъ, добротою и прямотою характера всегда умѣли такъ сглаживать и пресѣкать въ корнѣ, что почти всѣ, являвшіеся к вамъ, какъ къ предсѣдателю благочинническаго совѣта, с какой либо жалобой, выходили отъ васъ съ обѣщаніемъ и намѣреніе ; начатое дѣло прекратить и окончить миромъ. Но блаженние-міротворцы, яко тій сынове Божіи нарекутся (Ме. 5, ст. 9).

Блаженнії, прибавимъ отъ себя, достигшіе столь славныхъ дел пастыри—миролюбцы и много возлюбившіе, поучающіе своимъ примѣромъ смиренномудрія и неуклоннаго исполненія требованій сі его высокаго званія и возбуждающіе къ слѣдованію по ихъ стопам – намъ и насъ—ихъ собраній…

Священникъ Даніилъ Попов                                              

  *Кенигъ—лютеранинъ по вѣроисповѣданію. 

Джерело: журнал “Вера и Разум” №5 за 1892 рік

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *